ФЭНДОМ

Описание Править

Персидская (иранская) серебряная монета, названная по имени шаха Аббаса I. 1 Абаз равен 2 махмуди (узалтун), или 4 шаура (шаги), или 10 бисти, или 40 пули (касбеки), или 200 динаров (счетные единицы). Первоначальный вес — 7,7 г,но снизился позднее до 4,66 г (в 1737 г.). Соответственно уменьшился вес фракций абаза.

Абаз и другие номиналы были распространены в Восточной Грузии (отчасти и в Западной) в период ее зависимости от Ирана. Наряду с ними в обращении находились монеты грузинской чеканки (монетный двор — Тбилиси): полумарчили (1 и 1/2 абаза), узалтун, или махмуди (1/2 абаза) и шаури (1/4 абаза), которые оформлялись по иранскому образцу (надписи персидские, даты обозначались по хиджре — мусульманскому летосчислению, имена на монетах принадлежали персидским шахам). Основная в то время денежная единица Восточной Грузии абаз весил сначала 8,5 г, к концу XVII в. вес абаза снизился до 5,3 г, а с 40-х годов XVIII в. — до 3 г.

В период временной зависимости Восточной Грузии от Турции (1723 - 1735 гг.) тбилисский монетный двор выпускал монеты по турецкому образцу: онлыки, бешлыки и нимбешлыки, соответствовавшие абазу, узалтунам (махмуди) и шаурам.

После присоединения Грузии к России в Тбилиси чеканилась серия монет, национальных по оформлению, но соответствующих денежной системе Российской империи. Серебряные монеты чеканились с 1804 по 1833 г.: двойной абаз (40 копеек), абаз (20 копеек) и полуабаз, или узалтун (10 копеек). С 1804 по 1810 г. выпускались медные монеты достоинством в 5, 10 и 20 пули, они равнялись соответственно 1/2, 1 и 2 копейкам. Номинал на этих монетах обозначался грузинскими буквами. Для серебряных монет применялся металл 880-й пробы. Монеты чеканились по такой монетной стопе: из фунта серебра изготовлялось монет на 26 рублей (130 абазов), а из пуда меди — на 21 рубль. В связи с этим вес абаза равнялся около 3,15 г, а 10 пули — около 7,80 г. Серебряная и медная монеты имели одинаковые изображения: на лицевой стороне под эмблемой города — зубчатой короной — помещалась грузинская надпись «Тбилиси», ниже — пальмовая и оливковая ветви; на оборотной стороне — в первой строке указывался номинал монеты, во второй и третьей была надпись: «грузинское серебро» (на серебряных монетах) или «грузинская монета» (на медных монетах); снизу ставилась грузинскими буквами дата (по европейскому летосчислению). Все надписи на монетах выполнены современным грузинским шрифтом, и только на серебряных монетах под датой вычеканены русскими буквами инициалы монетных мастеров: П. З. — Петр Зайцев, А. Т. — Александр Трифонов, А. К. — Алексей Карпинский и В. К. — Василий Клейменов.

Галерея Править

Источник Править

  • Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980

Вернуться к поиску по алфавиту: A

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики