ФЭНДОМ

Описание Править

(От татарск. алты — шесть), старинная русская счетно-денежная единица. С последних десятилетий XIV в. алтыном стали именовать монету, которая по стоимости приравнивалась к шести московским деньгам — серебряным монетам, имевшим хождение в Московском княжестве.

Возможно, что появление алтына было связано с выплатой дани татарским завоевателям. При расчетах с ними алтын мог выполнять роль промежуточной единицы при переходе из русской денежной системы, которая имела уже зачатки десятичного порядка, в монголо-татарскую — двенадцатиричную. Хотя алтын и не укладывался в систему рубля, на который шло 200 денег (33 алтына и 2 деньги составляли рубль), но три рубля содержали 100 алтынов, что позволяло пользоваться им при денежных расчетах.

С 1534 г., когда в Российском государстве вошла в обращение новая общегосударственная монета новгородка, или копейка (вдвое тяжелее деньги), на алтын шло 3 копейки.

Чеканка алтына как монеты с 1654 г. из меди была частью первой попытки перестройки монетной системы, осуществленной при царе Алексее Михайловиче. В дальнейшем монеты чеканились в 1698 - 1718 гг. из серебра в рамках монетной реформы Петра I сначала старыми штемпелями, предназначенными для копеек, позже с двуглавым орлом и надписью «алтын» или «алтынник». После 1718 г. чеканка алтына стала обходиться слишком дорого, а сам алтын из-за ухудшения монетной стопы стал слишком маленьким, поэтому его чеканка была прекращена. В 40-х годах XIX в. алтын возродился в виде медной монеты в 3 копейки.

Слово «алтын» сохранялось до недавнего времени в народном обиходе. Его производная форма — название монеты в 15 копеек — «пятиалтынный».

Галерея Править

Источник Править

  • Современный экономический словарь. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005

Вернуться к поиску по алфавиту: А

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики