ФЭНДОМ

Описание Править

(Нем. Albertustaler, Kreuztaler, Patagon), название талерной монеты Нидерландов, чеканенной с 1612 г. наместниками испанского короля эрцгерцогом Альбертом Австрийским и его супругой Елизаветой Испанской. Содержал 24,65 г чистого серебра (на 1,33 г меньше имперского талера). На одной стороне монеты изображен косой бургундский крест; легенда содержит имена наместников Альберта и Елизаветы с титулами (на более поздних выпусках помещалось имя испанского короля), на другой стороне — испанский герб и продолжение легенды. Чаще всего монеты Альберта и Елизаветы лишены дат эмиссий. Чеканился вплоть до конца испанского владычества.

Сперва альбертусталеры выпускались для торговли с немецкими государствами, затем — со странами Восточной Европы. На немецких землях альбертусталер называли Kreuztaler, на восточнославянских — «крестовым», «крыжовым» талером, иногда — «крыжаком». В испанских войсках получиль название — патагон. В 1659 - 1806 гг. все провинции Соединенных Нидерландов чеканили альбертусталер, официально называвшиеся «zilveren dukaat» (гол. — серебряный дукат) и имевшие тот же чистый вес. Изображение: лицевая сторона — коронованный герб Генеральных Штатов, обратная сторона — стоящий рыцарь в доспехах. Выпускались также полупатагоны и четвертьпатагоны.

Альбертусталер широко использовался на международных денежных рынках XVII - XVIII вв., как торговая монета главным образом в Прибалтийских государствах, подражания встречались в Брауншвейге, Пруссии (1767, 1768, 1797 гг.), Венгрии, Дании (1781, 1784 гг.), Гольштайне (1753 г.), Курляндии (1780 г.) и др.

В России, как и другие зарубежные монеты, не допускался в обращение и служил сырьем для чеканки русских монет. Покупная цена альбертусталера вначале равнялась в среднем 48 копеек за одну монету (потом цена поднялась), как и все прочие талеры («любские», «реаловые» талеры, итальянские таллеро), получили в России название ефимков. Были также распространены на украинских и белорусских землях, о чем свидетельствует значительное количество их в кладах. Во второй половине XVII в. они оценивались в среднем по 60 копеек за штуку (Левобережная Украина), или три польских злотых (Правобережная Украина), в Галичине — 3 злотых и 18 грошей.

Галерея Править

Источник Править

  • Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980
  • Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993

Вернуться к поиску по алфавиту: A