Фэндом

Описание Править

(нем. Heller, Haller, Händleinsheller, Handelsheller), монета, название которой происходит от названия немецкого города (Hall), где началась чеканка этих монет (denarii Hallenses, или Halleri). Геллеры начали чеканить при Фридрихе Барбароссе. Первое упоминание о них относится к грамотам 1200 и 1208 гг. На монете имеется характерное изображение креста с раздвоенными концами и руки, поэтому получил название Händelsheller, Händleinsheller (нем. Hand — рука). Вопрос, имели ли рука и крест какое-либо религиозное значение или же являлись знаками свободного обращения монеты на рынке, остается открытым. Первоначальный вес монеты — 0,55 г (0,371 г серебра). На монете имелась надпись: Halle — F.R.I.S.A., то есть Fridericus rex imperator semper Augustus. Примерно с 1250 г. геллеры стали «немыми монетами» (нем. stumme Münzen), то есть не имели надписей. Быстро проникли в сферы распространения других монет и вытеснили около 1270 г. пфенниг в Нюрнберге. Особенно высоко ценились в Швабии за свою прочность по сравнению с хрупкими брактеатами. Благодаря устойчивой стоимости и удобной форме, они распространились по всей Германии, особенно в ее средней и южной части. После того как около 1300 г. монетный двор в Галле был сдан в аренду флорентийским предпринимателям, геллеры стали появляться в больших количествах и везде вытеснили местные пфенниги. Основные причины этого следует усматривать в постоянстве их внешнего облика и пробы (их не переплавляли, они не подвергались реновации, на чем жители города обычно теряли 25 %) и их малой стоимости по сравнению с пфеннигом.

В XIII в. 1 геллер равнялся 1/3 аахенского пфеннига, в 1238 г. 1 шпейерский пфенниг равнялся 2 геллерам. В Южной Германии до 1350 г. 1 старый пфенниг равен 1 1/2 геллера, в 1265 г. 3 констанцских пфеннига равны 4 геллерам. С XVI в. геллер, как и пфенниг, стал низкопообной мелкой монетой, а затем и вовсе выпускался из меди и равнялся 1/2 пфеннига. В Кельне и Аахене выпускались монеты в 2, 4, 8 и 12 геллеров, из которых монеты в 8 геллеров (нем. «Fettmannchen» — «жирные человечки») в Кельне и Юлихе, медные монеты в 4 и 12 геллеров или бауше были в Ахене длительное время разменной монетой. Являлся первой германской медной монетой (вестфальские медные монеты появились еще до 1600 г.). Медные геллеры чеканились до 1866 г. в Баварии, Вюртемберге и Франкфурте и равнялись 1/8 крейцера, в Гессене равными прусским пфеннигам.

В начале XIV в. немецкие геллеры попали в Западную Чехию, а поскольку их стоимость совпадала со стоимостью чешских парвусов (малых грошей), они со временем были адаптированы по всей Чехии как денежные единицы достоинством в 1/12 гроша. Под чешским влиянием название геллер распространилось также в Силезии. Приблизительно с 1330 г. силезские монетные дворы начали чеканить в большом количестве мелкую серебряную монету подобного типа. Вес составлял около 0,25 г, а его отношение к грошу выражалось сперва как 1:12, а потом как 1:16, хотя на практике имели место весовые колебания. Чеканка прекратилась в первой половине XVI в. В конце XIV в. геллерами называли в Кракове местные денарии.

Новый геллер появился в 1892 г. как 1/100 австро-венгерской денежной единицы — кроны. Он чеканился из недрагоценных металлов: никеля (10 и 20 геллеров) и меди (1 и 2 геллера). Равнялся 1/2 крейцера, изъятого из обращения в связи с переходом Австро-Венгрии на золотую кроновую валюту. После того как Австро-Венгрия распалась, еще некоторое время оставался в обращении. Вследствие денежной реформы 1924 г. в Австрии вместо него был введен грош. Геллер был распространенной разменной монетой на западноукраинских и польских землях, входивших в состав австро-венгерской монархии.

Разменная монета Чехословацкой Социалистической Республики, равная 1/100 кроны. Чеканятся монеты в 1, 3, 5, 10, 20 и 50 геллеров.

В 1904 - 1916 гг. в Юго-Восточной Африке (тогда колонии Германии) чеканились в бронзе и медно-никелевом сплаве монеты в 1/2, 1, 5, 10 и 20 геллеров.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Г

Также на Фэндоме

Случайная вики