ФЭНДОМ

Описание Править

Денежно-счетная единица Древней Руси и других славянских земель. В Средней и Северной Европе называлась маркой. Название гривны происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»). Потом это слово приобрело новое значение — стало соответствовать определенному количеству (весу) ценного металла (гривна серебра — денежно-весовая единица). Поскольку это количество серебра могло слагаться из определенного числа одинаковых монет, возник счет их на штуки. Гривна, состоящая из определенного количества монет, называлась гривной кун (денежно-счетная единица). Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) стали на Руси платежно-денежными понятиями. Сперва их вес был одинаковым. Но потом, вследствие нестабильного веса импортированных монет, а также эволюции самой гривны как единицы веса, гривна серебра стала равняться нескольким гривнам кун. В XII в. гривна серебра (около 204 г) по ценности равнялась уже 4 гривнам кун (около 51 г).

Гривна кун соответствовала определенному количеству платежных единиц (монет). В XI в. грива кун равнялась 20 ногатам, или 25 кунам, или 50 резанам, в XII в. уже — 20 ногатам, или 50 кунам (куна на протяжении столетия уменьшилась вдвое).

После прекращения чеканки древнерусских монет таких как златник и сребреник, и поступления зарубежных монет основной формой денежного обращения на Руси стало обращение больших «неразменных» слитков серебра, так называемых монетных гривен. Этот период в истории русского денежного обращения (XII, XIII и частично XIV в.) назван «безмонетным периодом».

В Киевской Руси с XI в. в обращении были киевские гривны шестиугольной формы, весом около 140 - 160 г, служившие единицей платежа и средством накопления до монголо-татарского нашествия. Наибольшее значение в денежном обращении на Руси имели новгородские гривны, известные сперва на северо-западных русских землях, а с середины XIII в. — на всей территории древнерусского государства. Это были длинные серебряные палочки весом около 204 г. Переходной от киевской к новгородской была черниговская гривна (по форме близкая к киевской, а по весу — к новгородской). На территории Приволжья известны также ладьеобразные татарские гривны, которые находят чаще всего с татарскими монетами XIV в.

В XIII в., наряду с названием «гривна», для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, которое постепенно и пришло на смену (слиток «рубль» весил столько, сколько слиток «гривна»). В XV в. слиток «гривна» и слиток «рубль» перестали быть денежно-платежными единицами в связи с увеличением масштабов чеканки монет и беспрерывной их порчей. С тех пор рубль закрепился как денежно-счетная единица, а позднее стал основной единицей русской монетной системы. Гривна весом 204 г была положена в основу чеканки русских монет.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ГРИВНА

Вернуться к поиску по алфавиту: Г

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики