ФЭНДОМ

Описание Править

(Лат. denarius — десятерик), старинная римская серебряная монета, равная 10 медным ассам со знаком стоимости «X», чеканка которой началась в 269 г. до н. э. Чеканился на протяжении 4 веков, сначала в серебре достоинством в 4 сестерция с общим весом 4,55 г, затем в 217 г. до н. э. — 3,9 г, а начиная с правления императора Нерона — 3,4 г, причем с добавлением 5 - 10 % меди. Позднее содержание серебра в денарии систематически снижалось за счет лигатуры, вследствие чего, эта самая распространенная в древнем мире серебряная монета, совсем обесценился, дойдя при императоре Траяне до 85 %, а при Септимии Севере до 50 %.

Попытки улучшения монетного дела в Римском государстве путем выпуска антонинианов не дали желаемых результатов. Римские денарии были известны на славянских землях. На территории бывшего Советского Союза (в частности на Украине, в Белоруссии и т. д.) жители находили и до сих пор находят клады этих монет, а также единичные монеты, чеканившиеся в I - III вв. н. э.

С эпохи Каролингов получил в германоязычных странах название «пфенниг», это единая серебряная монета, равнявшаяся 1/12 солида или 1/240 фунта. Со времени Карла Великого чеканилась с портретными изображениями.

В средние века денарием называли свои серебряные монеты некоторые новообразованные государства. Стал самой распространенной монетой и получил местные названия: в Англии — пенни, в Германии — пфенниг, во Франции — денье и так далее. Со времен Карла Великого чеканились в количестве 240 штук из каролингского фунта серебра (около 408 г), приблизительно в 1,7 г каждая монета. Позднее средний вес равнялся уже 1,0 - 1,5 г или меньше. На севернорусских землях в обращении были западноевропейские денарии (немецкие, английские, чешские, итальянские и прочие), чеканившиеся в X - первой половине XI в. Об этом свидетельствуют многочисленные находки этих монет.

В Польше чеканили начиная с X в. Со временем стоимость менялась. Вес монеты (около 1,5 г) снизился к концу XIII в. до 0,15 г. Выпуск продолжался с перерывами до начала XVII в. Последний денарий — это уже почти медная монета (0,03 г чистого серебра при весе брутто 0,36 г, 18 денариев равнялись 1 польскому грошу).

В Великом княжестве Литовском чеканились со второй половины XIV в. и имели название пенязов. 10 пенязов шло на 1 литовский грош. По качеству они были на 1/5 лучше польских денариев (на польский грош шло 8 пенязов). Выпуск их прекратился в 70-х годах XVI в.

Литовские денарии (пенязы) были довольно распространены на украинских и белорусских землях в XV, XVI и отчасти в XVII в.

Денарии, но медные, выпускались во Львове — главном городе Галицкой Руси с 1350 до 1382 гг. Они были типичными городскими монетами с чисто номинальным достоинством. Вес их колебался от 0,4 до 1,5 г. На один серебряный русский полугрош шло приблизительно 6 - 8 галицийских медных денариев.

В новое время в Венгрии и Силезии название монеты в 1/360 талера, во Франции в обращении под названием «денье», в Италии — данаро.

Название денарий сохранилось до настоящего времени в виде сокращения «D», которым обозначают пфенниг, и «d» для английского пенни, а также для югославского и иранского динара.

Галерея Править

Источник Править

  • Словарь нумизмата: Пер. с нем. /Х.Фенглер, Г.Гироу, В.Унгер/ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993

Вернуться к поиску по алфавиту: ДЕНАРИЙ

Вернуться к поиску по алфавиту: Д

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики