ФЭНДОМ

Описание Править

(Франц. denier от лат. denarius — денарий), французская серебряная, а спустя некоторое время — биллонная и даже медная монета, которая была в обращении во всей Западной Европе со времен Меровингов. Данаро, динеро, динар, диньейро и денье — варианты названия монеты в зависимости от страны и территории, где она находилась в обращении. Серебряные монеты королей из династии Меровингов (V - VIII вв.) весом в 1,2 - 1,37 г известны также под названием денарий. Новый денарий, то есть денье, впервые чеканился Пипином Коротким. При Карле Великом из одного фунта чистого серебра чеканили 240 денариев весом 1,3 г 20 денариев составляли счетную единицу — солид (лат. solidus, англ. shilling). Позже денье стал делиться на 2 обола. В 781 г. по указанию Карла Великого начали чеканить денье из так называемого каролингского фунта (408 г). Из каролингского фунта чистого серебра чеканили 240 монет весом около 1,7 г (действительный вес монет колебался от 1,44 до 1,79 г). После смерти Карла Великого стоимость и вес денье постоянно менялись. Известно бесчисленное множество его типов и разновидностей. При Капетингах монета чеканилась не только королями, но и многими феодалами. Денье Гуго Капета чеканился из серебра 416,6-й пробы весом 1,2 - 1,3 г. Самым известным и распространенным был парижский денье (франц. denier Parisis), чеканенный при Филиппе II Августе. На аверсе — FRANCO(rum rex) — то есть король франков в две строки, на реверсе — крест. Из парижской марки серебра (244,75 г) 416,6-й пробы чеканили 200 монет весом 1,22 г (0,509 г серебра).

Известен также турский денье. Из турской марки (233,6 г) чеканили 192 монеты весом 1,16 г (0,365 г серебра). Когда в XIII в. появился грош турский, а затем грош парижский, то 12 денье стали равняться одному грошу.

В XIII в. стал стандартной серебряной монетой Западной Европы, а английский средневековый серебряный пенни является фактически разновидностью денье. С течением времени сильно обесценился. При Филиппе I в 1103 г. монета содержала 1/3 меди, а при Людвике Великом — половину меди. Во время правления Людовика XVI низкопробный серебряный денье стоил всего лишь 1/10 каролингского денария, и его перестали выпускать. В XVIII в. выпускались медные денье стоимостью в 4 лиарда, или 1/12 су.

Медная монета в 1 денье, чеканенная в 1758 г. во время Семилетней войны в герцогстве Брауншвайг-Люнебург использовалась для выплаты жалованья французским войскам. На её лицевой стороне — надпись «DENIER NZ.BR.LU. L.M.», на обратной стороне — надпись «13 — EINEN MATTIER 1758».

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ДЕНЬЕ

Вернуться к поиску по алфавиту: Д

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики