ФЭНДОМ

Описание Править

(Араб. от греч. Δραχμη — драхма), арабская серебряная монета, введена в конце VII в. до н. э. (около 692 - 696 гг.) с начальным весом в 3,9 г и стоимостью 1/10 динара. Согласно канонам мусульманской религии, на монетах нет изображений. Первоначально надписи на монетах содержали изречения из корана, год (по мусульманскому летосчислению) и место выпуска монеты по краю монеты, позже — имена калифов или их наместников. Эти монеты называли куфическими (куфи — особое письмо, возникшее в иранских городах ал-Куфе и ал-Басре в конце VII в.).

Дирхем быстро распространился по всей территории Арабского халифата от Бактрии до Испании. Значительная величина территории, а также длительность периода чеканки обусловили наличие множества разновидностей монет, отличающихся между собой по форме, рисунку, весу и пробе металла, вследствие повышенного спроса на серебряные монеты для украшений и для образования сокровищ, а также для потребностей мелкой торговли. Средний вес большинства монет в X в. составлял около 3 г. Встречаются очень большие по величине экземпляры, например дирхемы Тохаристана диаметром 38 - 45 мм и весом более 11 г. Монеты Бувейхидов весят, как правило, 4 - 6 г, но имеется один экземпляр, который весит 13,63 г

Период наибольшего распространения монет — 800 - 1012 гг. В это время как торговая монета проник в большом количестве в Восточную и Северную Европу и даже в Англию. В некоторых областях Европы возникли подражания дирхему.

В древнерусских письменных памятниках дирхемы известны под названием кун и ногат. Через древнерусские земли они попадали на западнославянские земли и в Северную Европу. В восточнославянских кладах наряду с целыми монетами часто попадаются разной величины обрезки дирхемов, которые были, надо полагать, платежными единицами, меньшими, чем целые монеты. Встречаются также монеты с ушками или дырками, что является доказательством использования их как украшений.

В начале XI в. исчерпались источники серебра в арабских странах, что явилось причиной порчи и деградации дирхема. Серебряный кризис продолжался около двух столетий и привел к появлению биллонных и медных монет, например медных монет Караханидов и Хорезма (самые большие из них имеют в диаметре до 43 мм).

Кризис затронул также Испанию и Северную Африку. Испанские Омайяды чеканили тот же тип дирхема, что и на Востоке, но весом около 2,71 г. При Альмогадах чеканились четырехугольные монеты весом в 1,5 г и 1/2 дирхема весом в 0,75 г. Шерифы Марокко в XVIII в. снова начали чеканить круглые серебряные дирхемы (миткаль).

С XIII в. в Азии снова началась чеканка серебряных монет (например, дирхемы Хулагидов), которые чеканились сначала весом в 2,5 г, а затем — около 1,4 г. В начале XIV в. появляется новая серебряная монета тенка, и название дирхем исчезает. Время от времени оно еще появляется, например на четырехугольных серебряных монетах Аурангзеба (1659 - 1707 гг.) и Фарруншиара (1713 - 1719 гг.), а также на серебряных монетах марокканского шерифа Хасана, достоинством в 1/2, 1, 5, 2 1/2 и 10 дирхемов.

Татарский дирхем — серебряная монета Золотой Орды, известна в незначительном количестве на восточнославянских землях, и в частности на Украине, с конца XIII в. до первых десятилетий XV в. Вес их — 1,4 - 1,5 г. Подобно куфическим монетам, изображений они не имеют, хотя на них и встречаются рисунки в форме переплетенных сердец в центре монеты, орнаментальные рамки вокруг арабских надписей, содержащих имена правителей, год и место выпуска.

В XV в. определенную роль в денежном обращении Северного Причерноморья играли крымские, или гиреевские, дирхемы.

Разменная монета Ливии, равна 1/1000 ливийского динара.

Денежная единица Марокко, введена в обращение с 1 января 1961 г. вместо марокканского франка, равняется 100 сантимам. В обращении имеются банкноты в 5, 10, 50 и 100 дирхемов, монеты в 1 и 5 дирхемов и в 1, 2, 5, 10, 20 и 50 сантимов.

Разменная монета Иордании, равна 1/10 иорданского динара. Выпущена в декабре 1968 г. в дополнение к находящимся в обращении монетам в филсах. В обращении находятся монеты в 1/4, 1/2, 1 дирхемов.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: Д

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики