Фэндом

Описание Править

(Итал. ducato от лат. ducatus — герцогство), сначала народно-обиходное, со временем ставшее обычным названием венецианского цехина. Дукат следовал весовым нормам флорина Флоренции. Изображение: под влиянием византийских монет на одной стороне Христос в мандорле, на другой — коленопреклоненный дож, принимающий из рук святого Марка знамя. Круговая легенда на лицеовой стороне гласит: «Sit tibi Christe datus, quem tu regis iste ducatus» (лат. — «Это герцогство, коим ты правишь, тебе, Христос, посвящается»). От ее последнего слова «ducatus» и произошло название монеты, которой была суждена самая долгая жизнь.

Золотая монета, которую с 1284 г. начала чеканить Венеция, вплоть до прекращения существования Венецианской республики (1797 г.) одной пробы и одного типа. Появление золотых монет было вызвано экономическим развитием, в частности потребностями международной торговли, которую не удовлетворяли обесцененные денарии. Первые новые золотые монеты с середины XIII в. выпускались в североитальянских торговых центрах: Генуе (Геновино), Флоренции, затем в Венеции. Сперва золотые венецианские монеты имели больший вес, чем флорентийские, но вскоре они стали весить столько же, сколько и флорин, — 3,5 г при пробе 23,5 каратов. Эти монеты были названы дукатами. Хотя некоторые считают, что название монеты происходит от последнего слова надписи на монете. В действительности же это название употреблялось еще раньше для обозначения больших серебряных монет нескольких княжеств (а не только венецианского), например: ducatus Apuliae. Венецианским золотым монетам дополнительно давали определение «золотой» (ducato d’oro). Когда в XV в. понятие «золотой дукат» стало применяться и как мерило стоимости серебряных монет, золотую монету стали называть ducato d’oro in oro, в XVI в. появилось новое название — цехин. Между тем название дукат закрепилось почти во всей Европе как синоним золотой монеты, вытеснив со временем название «флорин». По образцу дуката чеканили золотые монеты в ряде стран Европы до новейших времен.

Почти одновременно появились золотые монеты во Франции. Около 1325 - 1326 гг. началась чеканка дуката в Венгрии и Чехии, затем — в немецких государствах и других странах. Венгерский дукат с 1325 г. с изображением святого Ласло, немецкий — в соответствии с имперским монетным уставом 1559 г. со стоящим правителем и голландский — с 1586 г. со стоящим воином, держащим в руке пучок стрел. Император Фердинанд I сделал дукат вместо гольдгульдена главной золотой монетой Священной Римской империи германской нации с чистым весом 3,44 г золота при общем весе 3,49 г

Австрия до недавнего времени чеканила в соответствии с федеральным законом от января 1951 г. и июня 1964 г. монеты в 1 и 4 дуката с датой «1915 г.». Монеты в 1, 2, 5 и 10 дукатов неоднократно чеканила в 1923 - 1939 Чехословакия.

В Польше первый дукат был отчеканен в 1320 г., затем, до 1528 г. уже не чеканились. В денежном обращении Польши и Литвы долгое время находились дукаты зарубежной чеканки, преимущественно венгерские и чешские. С 1528 г. был налажен выпуск польских дукатов, последний из которых появился в 1831 г.

На русских землях называли «веницейскими», «цесарскими», «венгерскими» деньгами. В XV в. золотые монеты России поставляла преимущественно Венгрия, это привело к тому, что слово «венгерский», стало русским термином, которым называли любую золотую монету с весом дуката, даже если она чеканилась и в России. Русской золотой монетой типа дуката был червонец. На украинских землях с конца XIV в. были распространены венгерские и итальянские, а с XVI в. — преимущественно голландские дукаты (республиканской и имперской чеканки). Изредка встречаются в кладах польские, австрийские, турецкие и другие золотые монеты. При чем дукаты на Украине называли «червонными», или «червонными золотыми», курс их приблизительно вдвое превышал курс талера.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ДУКАТ

Вернуться к поиску по алфавиту: Д

Также на Фэндоме

Случайная вики