ФЭНДОМ

Описание Править

(Польск. zloty — золотой), денежная единица Польской Народной Республики, в прошлом — название золотой, затем серебряной монеты, а также денежно-счетный термин.

В средневековой Польше эквивалентом дуката в серебряных монетах была сумма 12 - 14 грошей. В связи с последующим ухудшением качества серебряных монет эта сумма постепенно увеличилась и около середины XV в. достигла 30 грошей за 1 дукат. И хотя стоимость дуката в пределах 30 грошей не удержалась, так как уже в начале XVI в. дукат соответствовал 32, затем — 34, а в середине XVI в. — 50 грошам, за суммой 30 серебряных грошей закрепилось название польского злотого. Понятие злотый, оторвавшись от понятия золотого дуката, стало выражать денежно-счетную единицу, которая со временем вытеснила в этой роли гривну. Злотый был удобен в счете, потому что равнялся половине копы, тоже счетной единицы.

В отличие от польского злотого (30 грошей), золотой дукат был назван червонным злотым (на актовой латыни florenus rubeus, florenus in auro).

В результате денежной реформы 1526 - 1528 гг. в Польше была введена злотовая денежная система в подражание венгерскому гольдгульдену (23 1/2-каратной пробы) и равнявшаяся там — в соответствии с немецким серебряным гульденом или талером — 30 коронным грошам, хотя номиналы, выраженные в польских злотых, еще не чеканились. Злотый оставался затем денежно-счетной единицей, монетами же этой системы были: шостак, трояк, грош, полугрош, шеляг. Польский злотый равнялся 5 шостакам или 10 троякам или 30 грошам. В свою очередь грош равен был 2 полугрошам или 3 шелягам.

Реальной серебряной монетой злотый стал в 1564 г. в виде монеты с цифрой ХХХ (грошей), выпущенного монетным двором города Вильнюса, впоследствии 30-грошевого так называемого «легкого талера» (1620 - 1622 гг.), позднее в виде так называемого тымфа (1663 - 1666 гг.). Хотя последний и имел номинальную надпись ХХХ польских грошей, реальная его стоимость едва равнялась 12 грошам. Как счетная единица, злотый был распространен на украинских и белорусских землях, где его называли «золотым». На «золотые» считали не только польские, но и литовские и западноевропейские монеты. Даже когда в XVII в. в денежное обращение Левобережной Украины влились русские монеты, их считали на «золотые». Он равнялся тогда в среднем 20 копейкам.

Постоянная чеканка злотых в Польше была налажена с 1766 г. Он стал равняться 4 серебряным или 30 медным грошам.

В 1794 г. впервые были выпущены польские бумажные деньги, номинальная стоимость которых была выражена в злотых.

Когда после 3-го раздела Польши (1795 г.) и в соответствии с решениями Венского конгресса (1815 г.) Россия получила значительную часть Польши (Царство Польское), русское правительство выпустило для этих территорий золотые и серебряные монеты с обозначением номинала по-русски и по-польски: 20 злотых равнялось 3 рублям (чистый вес 3,6 г золота при общем весе 3,92 г), 10 злотых — 1 1/2 рубля в серебре (чистый вес 27 г серебра при общем весе 31,11 г), 5 злотых — 3/4 рубля (чистый вес 13,51 г серебра при общем весе 6,18 г), 2 злотых — 30 копейкам (чистый вес 2,7 г серебра при общем весе 3,11 г). Лицевая сторона (как и на русских монетах) — двуглавый орел.

В 1924 - 1939 гг. денежной единицей Польши стал злотый (был по образцу французской монетной системы), который делился на 100 грошей. В обращение были пущены серебряные монеты в 1, 2, 5 и 10 злотых. В 1929 - 1939 гг. монета в 1 злотый была никелевой. Никелевыми были также монеты в 10, 20 и 50, а бронзовыми — 1, 2 и 5 грошей. Номиналами бумажных денег были 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 200 злотых.

В Польской Народной Республике денежной единицей являлся также злотый, равный 100 грошам. ПНР начала чеканку своих монет в 1949 г. В обращении имелись банкноты достоинством в 20, 50, 100, 500 и 1000 злотых, монеты в 1, 2, 5, 10 злотых и 1, 2, 5 грошей в бронзе, 10, 20 и 50 грошей в никеле. С 1957 г. на монетах чеканилось название страны «POLSKA RZECZSPOSPOLITA LUDOWA» (польск. — «Польская Народная Республика»): лицевая сторона — польский орел и круговая легенда, обратная сторона — номинал в лавровом венке (не замкнутом сверху).

Чеканились монеты в 5, 10, 20, 50 грошей и 1, 2, 5 злотых в алюминии, к тому же с 1975 г. монеты в 2 и 5 злотых в алюминиево-бронзовом сплаве. С 1959 г. чеканятся монеты в 10 злотых в медно-никелевом сплаве, посвященные каким-либо выдающимся деятелям, с 1973 г. также монета в 20 злотых в медно-никелевом сплаве как ходячая монета. Чеканка памятных монет началась в 1964 г. монетой в 10 злотых в медно-никелевом сплаве в честь 600-летия Краковского университета. В 1966 г. выпущена памятная монета в 100 злотых в серебре в честь 1000-летия Польши, в 1972 г. — в 50 злотых (Ф. Шопен). С 1974 и 1976 гг. чеканятся памятные монеты в 200 и 500 злотых.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: З

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики