ФЭНДОМ

Описание Править

Серебряная польская монета, чеканившаяся Казимиром III в небольшом количестве приблизительно в 1360 - 1370 гг. Краковский грош был похож на пражский грош, но метрологически отличался от него. Средний вес равнялся 3,10 г, а современного ему пражского гроша — 3,4 г при одинаковом приблизительно качестве металла (около 775-й пробы). На аверсе краковского гроша помещалось изображение короны и надпись в две строки: Kazimirus primus dei gracia rex Polonie, то есть «Казимир первый божиею милостию король Польши»; на реверсе — изображение орла (польский государственный герб) и надпись: grossi cracovienses, то есть «гроши краковские». После долгого перерыва при Сигизмунде I в 1526 г. возобновилась чеканка серебряной грошевой монеты в Польше, но уже значительно худшего качества — 375-й пробы и весом 2,059 г (1 грош равнялся 18 денариям, а 30 краковских грошей шло на счетный злотый). Почти одновременно чеканился более качественный, чем польский, литовский грош, (4 литовских гроша равны 5 польским грошам). Выпускались в Кракове, Вильнюсе, Торуне, Гданьске и Эльблонге. При Сигизмунде Августе чеканился только в Вильнюсе, частично по польской стопе (на 1 грош литовский шло 10 денариев литовских; на грош краковский — 8 денариев литовских). После реформы Стефана Батория в 1578 - 1580 гг. была практически создана польско-литовская монетная система. Польские и литовские монеты стали одинаковыми в отношении веса и качества, хотя внешним оформлением они несколько отличались. Чеканили монетные дворы в Вильнюсе, Олькуше, Мальборге, Гданьске и Риге. При Сигизмунде III Вазе продолжался выпуск монет в Олькуше, Быдгоще, Кракове, Познани, Вильнюсе и Гданьске (до 1627 г.).

После 1569 г. (создание Речи Посполитой) польские и литовские гроши были распространены на украинских и белорусских землях. В кладах они встречаются вместе с другими монетами, в том числе иноземного происхождения.

Позднее польский грош чеканился при Яне Казимире — биллонный, а с 1752 г. — медный. Станислав Август выпускал медный грош (30 грошей шло на 1 злотый) и серебряный грош, который равнялся 7,5 медным (4 серебряных гроша шло на 1 злотый). После разделов Польши Австрия выпускала медный грош в 1794 г., Пруссия — в 1796 - 1798 гг. Эмиссия гроша имела место в княжествах Варшавском в 1810 - 1814 гг. и Познаньском в 1816 г. С 1924 г. грош снова стал частью денежной системы польского государства как 1/100 злотого.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: ГРОШ

Вернуться к поиску по алфавиту: Г

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики