Фэндом

Описание Править

(Нем. Kreuzer, Etschkreuzer, Zwainziger, итал. Tirolino, лат. vigintiarius, vigintinus), названия первоначально серебряной, затем биллонной, и наконец — медной монеты. В 1271 г. Мейнгард III начал выпускать в Меране (Тироль) серебряную монету размером приблизительно в грош.

На аверсе монеты был помещен двойной крест и круговая надпись: Meinardus, на реверсе — геральдический орел и надпись: Comes Tirol. По изображению креста (нем. Kreuz) монета получила свое название. С 1363 г. надпись на аверсе Габсбурги заменили именем правителя. Крейцер, как и его прообраз — триентский цвайнцигер, по стоимости равнялся 20 веронским денариям, отчего их до конца XIV в. называли цвайнцигерами (нем. Zwanzig — двадцать), или цвайнцигерами Мейнгарда «Meinhardszwainziger». В латинских источниках крейцер называют вигинтиариус (лат. viginti — двадцать). В итальянских областях для монеты существовало название тиролино «Tirolino», или тирольский грош «grossus Tirolinus». Название, по-видимому, возникло в Южной Германии, где он быстро распространился благодаря своей доброкачественности. В XV в. название «цвайнцигер» совсем исчезло.

Около 1458 г. император Фридрих III ввел крейцер в Австрии. С того времени занял прочное место и стал основой дальнейшего развития австрийской монетной системы (равнялся 4 венским пфеннигам или 1/60 флорину). Первоначально вес составлял 1,63 г (1,44 г серебра), с 1473 г. вес крейцера упал до 1,06 г (0,53 г серебра) и на этом уровне без значительных отклонений продержался до конца XVI в. В 1482 г. на монетном дворе города Халле (Австрия, Тироль) началась чеканка кратных монет в 6 и 12 крейцеров.

В Германии начали повсеместно чеканить крейцер лишь в XVI в. На протяжении XVI в. Австрии удалось распространить свою гульденовую и крейцеровую валюту почти по всей Южной Германии. Эта валюта получила название императорской, или рейнской валюты (нем. Rheinische Währung). 1 рейнский гульден равен 60 крейцерам, 1 крейцер равен 4 пфеннигам. Только во Франконии сохранилась до XIX в. собственная валюта (72 франконских крейцеров равны 90 рейнским крейцерам).

С XVI в. содержание серебра в единичных крейцерах настолько уменьшилось, что монеты стали биллонными, а с XVIII в. — медными. Однако на основании кратных монет развились следующие важнейшие монеты: бацен (4 крейцера), полубацен (2 крейцера), монеты в 3, 6, 7, 10, 15 и 20 крейцеров.

Венская монетная конвенция 1857 г. отрегулировала соотношение крейцера и союзного талера: талер стал равняться в габсбургских потомственных владениях 90, а в Южной Германии — 105 крейцеров. Особые соглашения в дополнение к Венской конвенции заключили в 1858 г. Бавария, Вюртемберг, Баден, оба владения Гогенцоллернов, Гессен-Дармштадт и Гессен-Хомбург, Нассау, Франкфурт-на-Майне, Саксен-Майнинген и старшие правители Шварцбург-Рудольфштадта. Для Баварии, например, было установлено: из 1 фунта чистого серебра чеканить 3600 крейцеров, из 1 фунта легированного серебра (165-й пробы) — 594 крейцеров. Этот порядок чеканки просуществовал частично до 1873 г. и был отменен только имперскими монетными законами Германской империи. Австрия продолжала чеканить крейцеры в меди до 1891 г.

В XVII в. был довольно распространенной монетой на западнорусских землях.

Галерея Править

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: КРЕЙЦЕР

Вернуться к поиску по алфавиту: К

Также на Фэндоме

Случайная вики