Фэндом

Описание Править

(Итал. piastra d’argento — плитка серебра, некоторые исследователи выводят этимологию слова из названия столбов Геракла — piastres, изображенных на испанском песо).

Название испанского и испано-американского песо в Европе, а также испано-американских песо-слитков. До XIX в. пиастр был международной торговой монетой, котировался на бирже и приравнивался к серебряным слиткам. В Леванте он соперничал с голландским лёвендаальдером и талером Марии Терезии. По образцу пиастра начали чеканить в XVII в. свои монеты Турция и Египет. Пиастр чеканился также в Пруссии при Фридрихе II, во Франции с 1885 г. для французских колоний в Азии (так называемый торговый пиастр).

Дания выпустила пиастр весом 27,2 г (24,9 г серебра) в 1624 г. с изображением датского герба, а в 1771 — 1777 гг. с изображениями столбов Геракла и гербов Дании и Норвегии между ними.

Турецкая серебряная монета, чеканенная с XVII в. по образцу песо. Турецкое название монеты куруш, которое происходит от лат. grossus. Это название применялось также к европейским монетам, например лёвендаальдеру (асади-куруш) и германскому имперскому талеру (риал-куруш или кара-куруш). Самый старый из известных нам — турецкий пиастр, выпущенный в 1687 г. весом 19,24 г, диаметром 40 мм и стоимостью в 40 пара. В 1719 г. вес монеты был поднят до 26 г, но вскоре снова понизился и в 1810 г. упал до 4,65 г. Монета чеканилась в 1757 г. из серебра 545-й пробы, в 1800 г. — 486-й пробы. Первоначально на аверсе помещались имя и год вступления на престол султана, место и год выпуска, а на реверсе — титулы султана. С 1703 г. имя появляется в форме тугры. Кроме пиастра, чеканились другие номиналы, которые выражались в пара, например 5 пара (бешлык), 10 пара (онлык), 15 пара (онбешлык), 20 пара (йирмилык), 30 пара (отузлук), 60 пара (альтмышлык) и другие. После реформы Абдалмеджида в 1844 г. Турция начала выпускать монеты по европейскому образцу: из золота 916-й пробы 500 пиастров (бешизлук), 250 пиастров, 100 пиастров (турецкая лира) весом 7,216 г, 50 пиастров (1/2 лиры), 25 пиастров (йирмибешлык). Из серебра 830-й пробы — 20 пиастров (меджидие), 10 пиастров (онлык), 5 пиастров (бешлык), 2 пиастра (икилык), 1 пиастр (куруш). На аверсе — тугра и год выпуска, на реверсе — место выпуска и год вступления султана на престол.

С 1916 г. золотой пиастр стал денежной единицей Турции (золотая монета в 100 пиастров содержала 6,6147 г золота, серебряная в 20 пиастров содержала 19,965 г серебра), но в обращении были только бумажные и медно-никелевые деньги. В настоящее время писатр (куруш) является разменной монетой, равняется 1/100 лиры и делится на 40 пара. В обращении находятся монеты в 1, 5, 10, 25 и 50 пиастров.

Пиастры весом 14,5 — 17 г серебра чеканились в Крыму ханом Шагин-Гиреем в 1780 — 1782 гг. Кроме пиастра (40 пара) выпускались другие номиналы: 60 (алтмышлык), 20 (йирмилык), 10 (онлык) и 5 (бешлык) пара. На аверсе — имя хана, на реверсе — тамга, год и место выпуска.

Денежная единица Индокитая, введенная французами в 1886 г. Индокитайский пиастры равнялся 100 центам. Монета содержала 27,215 г серебра 900-й пробы. В 1930 г. установлено золотое содержание пиастра (0,5895 г золота), которое равнялось 1/10 французского франка. Монета находилась в обращении на территории ДРВ до 1950 г. До 1957 г. пиастр был официальной денежной единицей Южного Вьетнама.

Разменная монета 1/100 фунта АРЕ, Сирии, Судана, Ливана и Ливии.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: П

Также на Фэндоме

Случайная вики