ФЭНДОМ

Описание Править

Первая серебряная монета, чеканившаяся в Киевской Руси в конце X, затем — в начале XI в. Выпуск собственной монеты был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике древнерусского государства второй половины X в. стал ощутим недостаток серебряных монет в связи с сокращением поступления арабских дирхемов, с другой — политическими мотивами (оформление монет служило задаче прославления Киевского государства и утверждению его суверенности).

Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Сребреники чеканились в Киеве Владимиром Святославовичем, Святополком и Ярославом Мудрым в. Отдельную группу образуют монеты тмутараканского князя Олега-Михайлы, чеканившиеся около 1070 г.

По композиции делится на несколько типов. Монеты первых выпусков в основном повторяли тип византийских монет (лицевая сторона — изображение князя, оборотная сторона — изображение Христа). В XI в. изображение Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб государства). Вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир (или Святополк) на столе (престоле), — а се его сребро» (деньги).

Сребреник Ярослава Мудрого отличался от описанных внешним видом. На одной стороне вместо Христа было изображение святого Георгия (христианского покровителя Ярослава), на другой — родовой знак Рюриковичей и надпись: «Ярославле серебро» без слов «на столе», что дает основание отнести их выпуск к периоду княжения Ярослава в Новгороде еще при жизни Владимира Святославовича. Сребреник Ярослава представляет собой в монетном производстве Европы XI в. уникальное явление в отношении мастерского исполнения штемпеля монеты. Совсем другой тип представляют собой тмутараканские монеты, на одной стороне которых было изображение архангела Михаила, а на другой надпись: «Господи, помози Михаилу». Техника изготовления этих монет имеет свои особенности. Кружки не вырезались из пластины (как у византийских и арабских монет), а были литыми. Выпускались в небольшом количестве и недолго, потому они не имели большого влияния на денежное обращение Киевской Руси. Сребреники представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.

Источник Править

Вернуться к поиску по алфавиту: С

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики