ФЭНДОМ

Польские "сибиряки"

10 zloty pol sibir

Национальный Банк Польши выпустил серебряную монету номиналом 10 злотых в память о ссылке в Сибирь целого поколения поляков.

Диаметр монеты — 32 мм, вес — 14.14 г, тираж — 135 000.

В основании реверсе этой монеты лежит желтоватый циркон, вокруг него поднимаются деревья стилизованной Сибирской тайги. На аверсе размещены человеческие силуэты и надпись: «…bylismy tlumem bezimiennym» («…мы были безымянной толпой»).

Слово «Сибиряки» («Sybiracy») используется в двух значениях. В России так называют жителей Сибири, не происходящих из коренных народов. Однако, в Польше «сибиряками» называют тех, кто сослан или отправлен на поселение в Сибирь.

Поляки впервые попали в Сибирь в первой половине XVII века в качестве военнопленных, но фактически история Польских сибиряков начинается после подавления Барской Конфедерации. Эта Конфедерация, созданная 29 февраля 1768 в г. Бар (Подолия) представляла собой союз польской шляхты, направленный против короля Станислава Понятовского и царской России. Конфедераты выступали за сохранение привилегий католической церкви и шляхетских вольностей, против реформ государственного устройства Польши и уравнения в правах христиан-некатоликов с католиками, а также в защиту независимости страны. Борьба конфедератов с войсками короля и царской России продолжалась до 1772 г. Подавление Барской Конфедерации подготовило почву для 1-го раздела Польши.

После подавления Конфедерации, в 1863—1867 гг. 16 800 поляков и 1 800 членов их семей было сослано в Сибирь. Большинство изгнанников вернулось в Польшу в течение или после Первой Мировой войны, но некоторые остались в Сибири, став «сибиряками» в русском смысле этого слова.

По материалам сайта www.museum-of-money.org

Вернуться к другим новостям этого дня

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики