ФЭНДОМ

Британские кладоискатели отдают свои находки короне

Согласно ежегодному отчету Британского музея, за прошедшие 12 месяцев число найденных в земле предметов из золота и серебра увеличилось на 12,6 % и достигло 749. При этом резко возросло количество таких предметов, найденных непрофессиональными кладоискателями.

Для сравнения: в 2001 году в земле Британии было найдено всего две сотни таких предметов. Британские непрофессиональные охотники за сокровищами все чаще пользуются металлоискателями и новейшей навигационной техникой. Многие их находки заставляют историков и археологов переосмысливать древнюю историю Британских островов.

Среди ценнейших находок, обнаруженных за прошедший год, — ожерелье из золота и серебра эпохи Железного века, которому около двух тысяч лет. Это самая ценная находка английского археолога-любителя. Он обнаружил ожерелье совершенно случайно с помощью металлоискателя, когда занимался поисками остатков истребителя времен Второй мировой войны в графстве Ноттингемшир. Ожерелье оценено экспертами в 350 тысяч фунтов.

Еще одна не менее ценная находка британских кладоискателей: золотой сигарообразный предмет Бронзового века, датированный 1500-м годом до нашей эры, и найденный в графстве Хэмпшир.

Клад из 3500 древнеримских монет также был обнаружен недавно непрофессиональным охотником за сокровищами.

Заместитель главы отдела Мелких античных памятников и драгоценностей Британского музея Майкл Луис в интервью Радио Свобода отмечает, что между кладоискателями-любителями и учеными-археологами существует тесное сотрудничество: «Благодаря специальному проекту по регистрации найденных мелких античных памятников в Британии установилось довольно тесное сотрудничество между учеными-археологами и любителями, пользующимися металлоискателями. Так что нередко кладоискатели-непрофессионалы участвуют в разработанных археологами проектах. Мы считаем, что это намного более эффективный способ сотрудничества, чем в прошлом, когда между профессиональными археологами и любителями археологии были довольно слабые связи».

Резкое увеличение числа древних и ценных предметов, найденных кладоискателями-любителями, многие британские эксперты склонны объяснять растущей популярностью металлоискателей. Однако Майкл Луис считает, что все дело в новом централизованном проекте, накладывающем юридические обязательства на людей, нашедших ценный древний памятник искусства или предмет из драгоценных металлов, сообщать о своих находках: «Не думаю, что увеличилось число кладоискателей, использующих металлоискатели. Увеличилось лишь количество сообщений о находках. Это увеличение стало заметным еще в 2003 году, когда количество таких сообщений увеличилось на 200 %. Вызвано это тем, что именно тогда началась реализация проекта, названного нами „Схема регистрации мелких античных памятников“. По сути дела это — механизм, помогающий людям сообщать о своих ценных находках. В прошлом кладоискатели нередко звонили в музеи и сообщали о них, и все зависело от экспертизы музейных кураторов, которые не всегда регистрировали эти находки. Однако благодаря нашему проекту вся информация о находках теперь сосредоточена в нашей централизованной компьютерной базе данных и доступна в интернете. Эта информация поступает также к археологам на местах. Так что сейчас значительно больше людей имеет доступ к этой, недоступной в прошлом, информации».

В Великобритании все найденные в земле сокровища старше трехсот лет (изделия из золота, серебра и драгоценных камней) принадлежат короне, то есть являются государственной собственностью, и подлежат обязательной оценке независимыми экспертами Комитета по оценке ценностей. Однако британский закон, названный «Акт о сокровищах», гарантирует вознаграждение кладоискателю. Майкл Луис поясняет: «Согласно Закону о сокровищах, люди обязаны сообщать коронеру в советах графств о найденных ими в земле предметах из золота, серебра и о кладах монет. Это позволяет музеям претендовать на эти находки. Если музей заинтересовался находкой, она должна быть оценена независимым Комитетом по оценке ценностей. Его эксперты устанавливают стоимость находки, и деньги обычно в равных долях выплачиваются владельцу земли, где найден предмет, и человеку, который его нашел. Заинтересованный в находке музей обязан выплатить эти деньги. Землевладелец или кладоискатель могут заказать собственную независимую экспертизу и оценку находки. Решение Комитета в этом случае основывается на этих оценках и на знании антикварного рынка, что и определяет разумную стоимость вещи. Впрочем, у кладоискателя и землевладельца в случае несогласия с оценкой есть право апелляции — требования переоценки находки».

По материалам сайта blog.gcoins.ru

Вернуться к другим новостям этого дня

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики